на этот раз — о «Том самом...». о кино.
много в этом фильме замечательных находок, мыслей и афоризмов (за то — низкий поклон Горину и Захарову!). по моим недостоверно-статистическим наблюдениям, самой любимой и памятной, а потому и самой цитируемой, фразой из фильма — в народе является эта: «Серьёзное лицо — ещё не признак ума», ну, и вокруг неё — «Вы улыбайтесь, господа» — и проч.
и мне всегда было любопытно — а что люди видят-слышат — там, за этим многозначительным «Улыбайтесь»? что в нём такого уж сакраментального?
...
впрочем, никак не покушаясь на замечательность этих слов, хочу лишь сказать, что в моём внутреннем рейтинге дело обстоит иначе — во всём этом фильме я отдаю, и всегда отдавал!, своё предпочтение сцене (мысли? идее? образу?) под условным названием «Скажи мне что-нибудь на прощание»:
...
о чём же эта сцена? (или мысль? это же философский фильм?... ну, по крайней мере, с претензией на!:))
ну, конечно, не о том, что нужно-де улыбаться — и всё в жизни сразу — наладится, станет понятным и лёгким — прям за волосы всё так вручную и можно будет таскать из болота :)) нет, не об этом. господа :))
но и не о любви, или об её «истинных» доказательствах — как, возможно, покажется тому, кто слишком хорошо знаком с текстом фильма (а я намеренно отрезал упоминание — об Архимеде и о теореме — непосредственно предшествующее эпизоду, представленному выше. мне так больше нравится:))
на мой взгляд, в этой, безусловно, трагической сцене — речь идёт... о выборе.
кстати, выбор, это всегда — трагедия. если это — выбор. «быть, или не быть?»...
если это — честный выбор, точнее, выбор — честного человека.
вобщем, не на любовь это была проверка. а — на честность. на искренность. на родство — душ.
только не говорите мне, что «любовь, это и есть — родство душ»! :)) оно — сколь так, столь и не.
а перед героями — перегиб жизни. за которым — никому — ничего — невидно.
и нужно просто выбрать — «что главное?» — что останется у каждого из них по — ту сторону — перегиба... с чем дальше-то жить?
тут и проявляется вся «цена». и любви. и верности. — этим, казалось бы, таким бесценным общечеловеческим ценностям...
а героиня выбрала — искренность.
пускай, страшную. пускай, бесперспективную. пускай, одинокую...
бесперспективную?... но позволившую Ему — спокойно взабраться по лестнице — на небо.
чтобы остаться — с нами. со всеми — выбравшими — искренность.
«Я понял, в чём ваша беда — вы слишком веселы.
Улыбка на лице — это ещё не признак счастья, господа.
Все самые несчастные люди на земле уходили именно с этим выражением лица...
Вы — грустите, господа.
Грустите.»
хотя бы потому, что грусть обычно искреннее веселья