Константин (Враг хорошего) (const0000) wrote,
Константин (Враг хорошего)
const0000

Алтай-83

у моего друга, давеча был день рождения, и этот пОст я хотел выложить аккурат перед ним...
ну, думаю, чего только не бывает во виртуальном свете — вдруг, снизойдёт он с вершин своего реала,
а тут ему и жж-подарочек предусмотрен :)) со знакомыми картинками, да словами всякими...
но, ах, какой же я — то ли Манилов, то ли Обломов! :))
чему и не знаю — смеяться или плакать :)) похохатываю на всякий случай...
вобщем, не поспел я ко сроку...
кстати,
вот раньше была такая жж-мода стофакты про себя жживописать ;)
смешная очень :) про себя жж, что ни скажи — всё враки будут...
хотя, какая-никакая, но картина-таки и из этого вырисовывается...
враки — это тоже часть нас. и подчас даже оччень правдивая ;)
ладно
а я как-то по вот точно такой же осени, точно также задумал написать свои "сто фактов",
но только не про себя, а про друга =) мол, с чем — он — у меня ассоциируется и вспоминается...
наверное, штук тридцать тогда написал... однако, «не поспел я ко сроку» и заглохло оно...
так уже лет пять-шесть и лежит у меня где-то в привате :))
но там были слова, и много, а тут — фотки, и вполне обозримо :)
вобщем,
показываю вам заготовленные мной давеча пятнадцать фоток, и про каждую что-нибудь расскажу.
но чур, не тупо-репортаЖЖно — что-кто, где-когда и сколько — а исключительно ассоциативно,
что мне самому глядя на них вспоминается...
ведь, моей рукой они все сняты... ну, кроме одной :)) и не для красоты сняты — а для себя, для души...
чтобы ещё раз пережить, а не просто пересмотреть, или похвастаться...
итак,

1. 2.
1. Кучерлинское озеро.
хоть и первая фотка, но наверное не по-порядку... да мы побывали на нём дважды! :) (так снега — вдали на горах — мне кажется, в первый раз никакого и не было... хотя, стояли мы во второй раз — в другом месте!:)) сначала, долго и тяжелёхонько мы шли к этому озеру... потом, оставили на нём часть из того, что тащили, и перелезли через хребет в соседнюю долину Акема... типа, это была "горная часть" нашей экспедиции =) (от Кучерлы до Кучерлы) а кроме горной ещё были — пешая часть и водная...
а Кучерлинское озеро очень красивое :) склоны, заросшие лесом, спускаются к самой его воде, а кругом — горы, и настоящие. а сверху оно — молочно-малахитовое... а вблизи — холодное и мокрое :)) а во второй раз мы там набубунькались до полной изумительности :)) типа, окончание горной части обмыли... ну, всеми своими спиртовыми запасами :)) так, что на следующий день пришлось нам днёвку делать =) с опохмеляющей баней, сопровождаемой купанием в самом озере, и мытьём палатки... ;) мрачноватенький был денёчек :)) но место — оч. хорошее.
это Бич из-за куста выглядывает... в строительной шапке... ну и, снаряж разбросан... уходить собираемся...
2. курумник.
если кто не знает, что это такое, то — знакомьтесь! вот это нагромождение камней на Алтае и называется — курумник... и если думаете, что там где-то сбоку от него есть, типа, "нормальная тропа" — то вы сильно ошибаетесь :) прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок — и так весь день, да по камушкам, да с рюкзачком... :)) другой дороги тут просто нет. а курумник — оччень увлекательная дорога ;) и это мы по ней топаем на перевал на Акем. а там посередине, на камушках, для масштаба — сидит Джексон... мы тогда втроём путешествовали — Джексон, Бич и я :)

3. 4.
3. в долине Акема
нас ждали — красоты, приключения и чудеса.
первым же приключением стал сам спуск с перевала :( ...ещё собираясь в экспедицию, Джексон (а именно он "отвечал" у нас за её горную часть) навёл справки о возможных перевалах на нашем пути, и про этот узнал, что он — камнепадоопасный =) на нём к середине дня камни оттаивают и начинают произвольно лететь вниз, по собственному желанию... в чём мы с Бичом и убедились — собственноочно, а вот Джекки — собственноштанно... потому что летящий шальной камень ударил его по штанам чуть пониже колена и... неслабо порвал их... такие кандовые брезентовые штаны...
вот люди, кого ни спроси!, думают, что они вполне себе понимают значения всех этих простых слов,
описывающих разные состояния человеков — "голод", "холод", "жажда", "усталость", "страх"...
а я вот видел своими глазами, как человек, извиняюсь, блюёт от страха — и с тех пор так и понимаю про себя:
я просто НЕ знаю, что такое — «страх» и иже с ним... слово-то — звук, буквы — знаю, а вот что за ними стоит — не-а...
«наверное, повезло мне...» — думаю про себя в этом месте... и ещё — «хорошо, хоть, я знаю об этом своём незнании...»
вобщем, мы постарались вприпрыжку спуститься "до ниже снега", где зона обстрела заканчивалась... а там сразу же начались — красоты :) №3 — это я, хотя мы и торопились, как оглашенные, сказал Джексону — «а ну-ка, постой, давай я это щёлкну!»... а было — небо, во всё небо... синее-пресинее... и зелёный-презелёный склон, прямо в него упирающийся... и был он как молниями расчерчен сверху до низу — белыми-пребелыми ручьями... вытекающими, почему-то, прямо из неба =) Джекки ворчал-ворчал, но дождался-таки пока я сбросил рюкзак, достал фотоаппарат и выпустил эту птичку №3 на волю :))
4. Акемская стена.
а ещё чуть ниже, через пару километров, нас ждало — чудо, под общим названием «Акемская стена»...
шло начало сентября, и снега на окружающих горах было совсем чуть — по верхушкам, да клочками... а восновном вокруг всё было — тёмно-осенне-разноцветным и травянисто-каменным... и вдруг =) долина Акема в своём верховье упирается — в АБСОЛЮТНО БЕЛУЮ вертикальную стену =) это ли не чудо! и мы, обалдевшие от этого внезапно открывшегося нам вида, таращимся на него, вместо того, чтобы бегом бежать вниз, в долину. ... а все фотки этого вида, которые я тогда сделал — оказались бракованными =) потому что я, банально, ошибся с экспозицией... мне всё казалось тогда — что стена эта... светится =) ну, сама по себе излучает свет, помимо солнца... и от него все мои кадры — засветятся :)) я задрал выдержку, и... вместо людей и гор — сОчные чОрные пятна :)) а небо — без цвета... хотя, стена — на месте... впрочем, неважно это :) всё равно, ТОТ вид Акемской стены невозможно передать НИКАКИМИ фотографиями... для этого нужно было бы сфотографировать нас самих — изнутри...

5. 6.
5. и 6. бег.
простые ребята, мы хотели подняться на Белуху :) если кто не в курсе, то это не рыба такая, а гора, да не простая гора — а самая высшая точка горной системы Алтай =) говорю ж, простые мы тогда были ребята... ну, в смысле — "как все" — всё нам сааамое-сааамое подавай, и сразу... ;) что было, то было :(... но нас эта Шамбала к себе не пустила — явив нам ночью очередное акемское чудо: мы мирно спали под перевалом Делонэ, как вдруг (а кто видел запланированные чудеса!) надо всей алтайской вселенной разразилось то, что в других частях мира банально называют — "гроза" =) но под перевалом Делонэ тогда была, как минимум!, катастрофа планетарного масштаба, клянусь :) нам всем было то ли жутко, то ли страшно, но в панике (или благоразумии?!) лидировал Бич — он, чуть приоткрыв молнию, выбросил из палатки все(!) металлические предметы — кошки, карабины, ложки, миски, и т.д.=) смех смехом, но настоящие молнии-то сверкали практически непрерывно, а главное, никакого промежутка во времени между вспышкой и, соответствующим ей, грохотом не было вообще =) всё происходило одновременно — сверкало и рвалось, вспыхивало и грохотало, и заправлено это было непрерывным воем ветра. но потом, всё-таки, начало ослабевать, и мы, в изнеможении караулить очередной несостоявшийся Конец Света, уснули...
а проснулись мы уже в другом мире — в мире зимы =) всю планету Алтай, на сколько только хватало глаза — засыпало снегом. и палатку нашу, никак не маленькую, трёхместную — засыпало снегом по самый её конёк...
ничего не обсуждая, не строя никаких планов, мы просто — откопались, быстренько позавтракали, собрали лагерь и аллюром двинулись вниз, аки побитые дворняги :)) наелись, желание покорять горные вершины почему-то у всех бесследно улетучилось :))

7. 8.
7. вниз.
а день выдался наикрасивейший — на небе ни облачка, на земле ни ветерка, ещё тёплое раннеосеннее солнышко и всё вокруг белым-бело... красота! добавьте к этому ещё переполнявшее нас чувство, что мы благополучно остались живы после ночного всеалтайского кошмара — и возможно, вам и удасться представить десятую долю того, как же нам было хорошо в тот день! хотя, прыгать весь день по курумнику, изрядно засыпанному снегом, к удовольствиям, явно, отнести невозможно :))
3. Бич,
собственной персоной. личность легендарная, для нашего круга и нашего времени... тут парой слов никак не отделаешься... но вот про дубину, лежащую у него на коленке, пару слов сказать могу :) это — "ледоруб" =) или "альпеншток" =)) или... ну, вобщем, палка, их заменяющая. на всех мы ледорубов перед походом не нашли, и потому Бич по горам ходил с этой дубиной. мы ему, по-моему, и кошек не взяли... тоже не нашли... но этого я уже достоверно не помню :) а от палки этой он потом, после гор, пытался тайно избавится, но мы с Джексоном заприметили это и её подобрали, и вернули её ему, мол, чего такую нужную вещь выбрасываешь. даже пару раз, наверное, подбирали... но он её на третий раз как-то очень надёжно выбросил, мы не заметили... ...
незнаю к чему это я...
но Бич он вот такой и есть! — вокруг него всё не по прямой было ;) вот и история эта про палку — к чему вспомнилась? — незнаю :))
но на этой фотке он больше всего на себя похож...
а мы с ним в институте в одной группе учились...
а где он и что сейчас — незнаю.

9. 10.
9. перевал Немыцкого Южный.
на заднем плане, посередине... каждый раз, глядя на эту фотографию (точнее, слайд... это же слайды! орвохром...) удивляюсь и впечатляюсь — мы же вот только-только спустились с этого перевала, вооон оттуда, с сааамой седловины посередине... далеко ведь! как же мы быстро тогда бегали! т.е. ночевали мы с той стороны где-то в лесу, потом поднялись, потоптались наверху по снегу и льду, и затем спустились вот досюда — так это ещё же и не привал! до него ещё пилить и пилить... (привал, кстати, на следующей фотографии ;)) а тут мы просто остановились, чтобы... пожрать =) нет, не еду из рюкзака, а еду... из-под ног =) натурально, в этом месте мы шли по полянке, оставляя за собой мокрые чёрные следы — столько там было то ли черники, то ли голубики, не помню уже... но я никогда в жизни не видел столько ягод! конечно же мы спешили, как полоумные :( было уже поздно, а нам нужно, во что бы то ни стало, было дойти до леса и воды, пока не стемнело... а тут, как назло :)), такая поляна! :))) а голодные же... вобщем, мы засекли по часам ровно десять минут, упали на животы, и двумя руками в рот давай пихать эти ягоды... а потом, через отведённые десять минут, подскочили и — неглядя себе под ноги, чтобы не видеть ягод! — припустились дальше... всё успели.
10. Джексон и я.
это утром следующего дня — собрались и уже перед выходом решили ещё раз сфоткаться на фоне пройденного вчера перевала. я — ещё в ботинках =) так что, это конкретно — их последняя фотография! :)) при каком-то очередном форсировании реки вброд в этот день мне, вдруг, подумалось — "а чего это я ботинки в руках несу? а переброшу-ка я их на тот берег, а там и надену"... подумано — зашвырнуто. однако, рука моя тут предательски дрогнула, и ботинок, взлетев вертикальной свечкой строго вверх, плюхнулся точно на середину, вобщем-то достаточно стремительной и широкой речки... и поплыл :) ладно, думаю, "сейчас зашвырну второй ботинок на тот берег, отнесу туда рюкзак, тогда его как-нибудь и выловлю"... подумано — зашвырнуто. однако, и второй мой ботинок, описав в тоооочности такую же замысловато-вертикальную траекторию, плюхнулся следом прямо по центру самой стремнины... я растерялся — за которым бежать? :)) но терялся я недолго — победила лень, которая мне оччень логично объяснила, что и горная, и пешая части нашей экспедиции уже практически закончились, а на водной части мне вполне достаточно будет и одних тряпочных полукед, мирно лежащих в рюкзаке. вобщем, ботинки уплыли. правда, уже дня через два я начал вспоминать о них — с грустью :))

11. 12.
11. и 12. наш плот.
у нас был отличный плот. редкой отличности! — лёгкий, манёвренный, просторный, и вообще... очень удачный.
на строительстве его мужики помогали — искать деревья, шкурить их, пантоны надувать, ну, отпилить, где покажу — и всё, остальное сделано было моими руками — вымерено, отпилено, скручено, пригнано, и т.д. не Кижи, конечно, но за день сварганить действующий плот для сплава (а это, напомню — верховье Катуни) — оно неслабо, уж поверьте мне на слово... и я только дважды в походах уставал так, что вечером, за ужином, не мог сидеть у костра, а только лежать ;) вот этот плот — и есть тот второй раз...
ещё, на этих фотках я вижу — вот эту седину по верхушкам хребтов... и солнце на них меня никак не обманывает — это уже вторая половина сентября... и каждый день, треть или четверть дня, моросит нудный дождь, и каждое утро эта белая полоска по вершинам гор — опускается всё ниже и ниже, всё ближе к нам... и тут опять сразу вспоминаются мои уплывшие ботинки :))

13. 14.
13. и 14. «А ну-ка, улыбнитесь, мужики! — вас же для истории снимают!...» :))
ага :) именно это я им тогда и сказал в промежутке между двумя этими кадрами :))
и, ах, как изящна тут гребь! с недорубленными сучками в качестве ручек... а на моей, задней, греби так ещё и зуба нижнего не было! вместо него в подгребицу упирался точно такой же недорубленный сучок! только накладка сверху была прибита, и всё... впрочем, наверняка, это никому-никому кроме меня и неинтересно... строительство пантонных плотов, думаю, занятие — вымирающее... сейчас всё больше надувные используют... ну и ладно. а мы вообще тогда подумывали сплавляться на деревяшке =) ну, на деревянном плоту, из брёвен =) но, всё-таки, нам с Джексоном ума хватило этого не делать... ;) и то и другое мне так и странно до сих пор :))

«над поздней ягодой брусникой горит холодная заря»...
это был удивительно щедрый на лесной урожай год... было навалом всевозможных ягод — черники, голубики, брусники, смородины... а главное, был редкий урожай кедровых шишек! были и грибы, и тоже много... а под самым перевалом Южного Немыцкого мы изрядно накопали золотого корня...
э-ээх...
и вообще, я ещё мнооого чего могу понарассказать про то путешествие...
и механическо-цифряного и мысле-ассоциативного.
только... всё равно, для вас это будут — просто-слова, да и только.
а для меня это — жизнь...
я и сейчас размазан где-то там по Алтаю — от Кучерлы, через Белуху и Катунь до Усть-Коксы...
и далее, через Горно-Алтайск, Бийск, Барнаул до Новосибирска...
а вернувшись оттуда я и сказал «ну, что ж, не ты первая, не ты последняя» ;)