Павлов Константин Борисович (const0000) wrote,
Павлов Константин Борисович
const0000

Category:

знание и опыт

«То, что я нажил — гений прожил...»
                                         Михаил Анчаров
                                         Песня про органиста, который в концерте певицы Аллы Соленковой заполнял паузы, когда певица отдыхала

как из леса нельзя построить каменный дом, а из камней — деревянный,
так и человек складывает свои предстваления о мире — только из того,
что у него в данный момент есть под рукой — из своего "опыта", и своих "знаний", поэтому,
человеческие «дома-представления о мире» все — и деревянные, и каменные — одновременно.

знания — делают людей — одинаковыми (социумом), а опыт — разными (индивидуальностями).
потому что, опыт и знания — это такие социальные инь и янь, вырастающие и прорастающие друг в друга:
знания — это социальный опыт,
а опыт — это индивидуальное знание
.

знания — абстрактны, отвлечённы, формализованы и зашиты (закодированы) в язык.
и смысл языка, это именно — передача знаний, с целью их социального накопления.
язык — это форма передачи и сохранения знаний.
человеческое общество и язык появились одновременно, потому что
социум — это способ выживания, основанный, в первую очередь — на накоплении знаний.
одинаковый язык, используемый для накопления знаний, и определяет — нашу "одинаковость", обозначаемую как — «принадлежность к одной и той же цивилизации». поэтому, можно с уверенностью сказать, что современная цивилизация завоёвывает мир, в первую очередь — "языком науки", а точнее, его — овеществлением, материализацией, воплощением в жизнь — технологиями.

да, главная сила нашей цивилизации сосредоточена в науке, которая есть ничто иное, как система знаний.
на каком-то этапе эволюции общества знаний накопилось уже слишком много, и чтобы не растерять,
потребовалось "упростить" их хранение, т.е. — систематизировать, классифицировать, упорядочить — так возникла наука.
наука — это хорошо, по-возможности, организованное хранилище, склад — знаний человеческого общества.

а опыт, это всегда — действие, следствие действия — результат обмена сил, затраченных на действие.
поэтому, опыт всегда конкретен, т.е. у него всегда есть — имя (тот, кто потратил силы), время, место и обстоятельства.
хотя, в общем случае опыт — нематериален, невербален, недоказуем, и изначально есть сугубо личное приобретение.
и поэтому, именно индивидуальный опыт делает всех людей — категорически разными, что обычно и разъединяет людей.

на определённом этапе жизни, у человека опыта становится слишком много, и чтобы не растерять, люди вынуждены свой опыт "осмысливать" — систематизировать, классифицировать, упорядочивать — «раскладывать всё по полочкам»... так у человека возникает мировоззрение — система взглядов на мир, "личная наука о жизни".

для человека, по характеру хранения и использования, все знания похожи друг на друга, и именно это является причиной того, что они делают похожими друг на друга и людей, обладающих одними и теми же знаниями. единственное, чем, с точки зрения человека, знания различаются — это их источником, что это опять же — УЖЕ является... личным опытом :) т.е. это неважно — прослушал ли ты лекцию, или получил те же самые знания из книги, но в итоге знать ты будешь — одно и тоже.

а опыт у каждого всегда разный.
но несмотря на это, и его тоже можно классифицировать "по источникам получения", а точнее — «по источнику действия»:

1. самый примитивный, естественный и понятный — это «опыт тела», т.е. информация от наших "пяти органов чувств". я не уверен, что детский опыт плескания в воде и падений, или взрослый — пития водки и общения с противоположным полом, делает людей какими-то особо разными — тут скорее наоборот! :)) но, например, тому, кто не совал пальцы в розетку — довольно трудно объяснить, в чём там фишка :) или вспомнить хотя бы этот анекдот — про чукчу и апельсин... как бы там ни было, но «действие тела» является самым основным, самым массовым, "базовым" опытом (действием) людей.

2. а главное, чем человек выделяется из окружающего мира это, несомненно — разум.
и «опыт разума», так же несомненно, есть то главное, что делает всех людей такими разными.
«действие разума» ("мышление", "сознание", итп) позволило и позволяет человеку выжить в этом мире, выжить — за счёт, обработки всей информации, поступающей к человеку из мира. а информация — это полуфабрикат, предтеча — личного знания, т.е. личное "знание" (опыт), это — первично упорядоченная разумом — информация.
информация — это... недоопыт =)

3. ещё есть «опыт времени» — действие времени, проецируемое на человека.
люди не знают «что такое время», т.е. среди всех знаний, накопленных человечеством, такого знания просто не существует. поэтому, каждый человек вынужден сам, лично — минута за секундой, год за днём — опытным путём постигать это "нечто в Природе", представляемое нам, как «время». и, например, эта незыблемая древняя формула поведения «уважай старших» — она именно оттуда — мол, «им открыто нечто, чего ты - пока ещё, а может и никогда - не узнаешь» — вот её причина. и преклонение людей перед мудростью — аналогично, ведь «мудрость», это просто... "сравнение со временем" — точка пересечения "действия разума" и "опыта времени".

п.п.1, 2 и 3 — это основа и состав мировоззрения именуемого «материализм».
тело, мозг и голова — вот "что такое человек" в представлении материалистов.
«а куда же птички летят?» (с)...
в мире людей — и вполне объективно (привет, материализм!:)) — существуют ещё — искусство и религия.
поэтому, нравится это материалистам или нет, но у человека:

4. существует «опыт души».
и
5. существует «опыт веры».

и тут ещё раз не грех напомнить:
опыт изначально — нематериален, невербален и недоказуем — и есть сугубо личное приобретение.
а «убогие» — это люди с ограниченным опытом.

в заключении, о смысле двух расхожих терминов:
целенаправленное получение и упорядочивание знаний называется образованием,
а целенаправленное формирование и систематизация опыта — воспитанием.

таково моё личное знание про «знание и опыт» :)

ps
знание и опыт: чёрное и белое

Tags: декларация, идеи, мысли вслух, определение
Subscribe

Posts from This Journal “декларация” Tag

  • мораль, или — о чём нам молчали классики - 5

    если в предыдущих сериях «о чём нам молчали классики» сами классики были значительнее того «о чём они нам умалчивали», то в данном случае, размер…

  • что такое власть

    у стада — это пастух, у стаи, прайма — вожак. у улья или муравейника — не знаю что. наверное, это — Природа... в человеческом обществе это…

  • исторический человекизм: экология человека

    исторический человекизм: человек человек захватил всю планету вовсе не потому, что он — самый сильный, или самый быстрый, ловкий, неприхотливый,…

  • исторический человекизм: человек

    ист.мат. — это плоская модель человечества, покоящаяся на трёх классиках. 200-летию Карла Маркса посвящается :) 0. человек — это…

  • марксизм: классификация классов

    если уж солидному человеку (профессору и доктору философии(!)) ...определение классов есть: что классы – большие группы людей, отличающиеся по…

  • о гениях и гениальности

    ничто так не волнует почти-гениев — как проблема гениальности, т.е. проблемы её зарождения, формирования и развития. ещё больше эта же…

  • зачем нужны либералы

    « Остров Земля» а зачем нужно Солнце? глупый вопрос, скаЖЖите вы — и не адекватный заявленному. глупый вопрос, соглашусь я, но эти…

  • что такое "реальность"

    конечно, вопрос это детский. т.е. из серии «это знают все». но всё-таки, а что же это такое? ведь, в аргументации чего угодно, то тут то…

  • геометрия разума

    спросите любого — "чем человек отличается от животного?" — и этот любой вам тут же ответит — "разумом!", или ещё могут сказать — "человек…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments